Бог


Бог
– Бог, Творец неба и земли и Промыслитель вселенной, носит в Свящ. Писании разные названия. Таковы: Елоаг и Елогим, Иагве и Иегова, Ел, Ельон, Шаддай, Адонай, славянск. Бог, Господь, Сый. – а) Елоаг и множественное Елогим означает достопоклоняемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. б) Имена Иагве, Иегова означают Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (еп. Апок. 1, 8) и употребляются постоянно об истинном Боге, Боге народа Израильского. в) Имя Ел означает сильного, крепкого, и об истинном Боге употребляется с приложением других наименований, напр., Бог живый, Бог вышний, Бог богов, Бог Израилев. г) Кроме этих имен в Св. Писании есть и другие, напр., Шаддай – всесильный, всемогущий, Вседержитель; Адонай – Владыка, Господь; Ельон – Вышний. Говоря об истинном Боге, Св. Писание везде усвояет Ему высшие духовные совершенства; таковы: вечность, независимость, самобытность и неизменяемость, вездеприсутствие, всеведение, премудрость, благость, любовь и милость, святость, праведность и истина, творчество и всемогущество, беспредельное величие и неприступная слава. Отсюда вся природа и все твари прославляют Его, и все мы призываемся к прославлению Его и к благоговейному служению пред Ним. Усвояя такие совершенства Богу, Св. Писание вместе с тем отвергает все грубые суеверные и ложные понятия, какие были у язычников. Оно многократно и с особой силой говорит против многобожия языческого (Исх. 20, 2 - 3; Втор. 6, 4, Иоан. 17, 3; 1 Кор. 8, 5 - 6; Эфес. 4, 6; 1 Тим. 2, 5). Оно отвергает все виды идолослужения язычников, которые, смешав Творца с творением, обоготворяли и светила небесные, и земные предметы, и стихии, и силы природы, и людей, и даже пороки и страсти человеческие, отвергает и все суеверные изображения мнимых божеств, и все языческие обряды, давая видеть в этом одни заблуждения и предостерегая от сего верующих. Если оно иногда усвояет Богу члены телесные и свойства и действия человеческие, то в этом оно применяется к обыкновенному языку человеческому, и это имеет высший духовный смысл: приблизить к нашим понятиям непостижимые для нас бесконечные совершенства Божии, Его премудрые пути, отношения и действия к человекам. Давая видеть потом распространение многобожия и идолопоклонства между народами древнего мира, Св. Писание нигде, однако же, не дает никакого повода и основания предполагать вместе с рационалистами, чтобы вера во многих богов была первой религией человека и чтобы потом уже люди возвысились к Единобожию. Напротив, оно ясно дает нам видеть, что Адам и Ева, первые люди, веровали в того же Единого Бога, Которому покланялись Ной, Авраам и прочие благочестивые патриархи, о Котором Моисей писал в законе своем и вера в Которого сохранялась в избранном народе Божием. Многобожие явилось между людьми уже после, когда истинные понятия о Боге затмились и они стали почитать тварь за Бога и ей поклоняться. Мысль, что единобожие требует большей образованности, чем какая была в первых людях, и что легче перейти от многобожия к единобожию, чем наоборот, не подтверждается опытом. По свидетельству опыта, люди, особенно в отношении религии, не от низшего восходят к высшему, а наоборот, от лучшего нисходят к худшему. Так было с греками и с римлянами, так случается и с христианскими народами. Так Св. Писание свидетельствует и о последних временах (Лук. 18, 8; 2 Петр. 3, 3 - 4; 1 Тим. 4, 1; 2 Тим. 3, 1; Иуд. ст. 18). А что вера в единого Бога была первой религией на земле, это видно и из того, что вера в единого Бога долго сохранялась и между другими народами, напр. в Египте, Ханаане, в Аравии и др. местах; что несомненные следы понятий о едином Боге находятся во всех языческих религиях; и что чем ближе восходим к началу религии, тем менее сложен политеизм языческий; в древнейших памятниках язычества высказывалось сознание, что боги вообще – явление позднейшее. В Свящ. Писании прямо говорится, что они новые, появились недавно и древние отцы о них не знали (Втор. 32, 17). Ап. Павел о происхождении язычества говорит, что Бог попустил народам ходить своими путями (Деян. 14, 16); след., был путь, указанный Богом, от Которого язычники уклонились, и язычество представляет не начало в истории религии, а уклонение от первобытной религии. Отвергая и изобличая ложные понятия о Боге и ложные верования, Св. Писание не дает никакого оправдания и для пантеистов, признающих все существующее за Бога или за развитие и проявление существа Его. Такой пантеизм, явившийся на востоке, распространился потом и на западе, в школе Элейской, у гностиков и новоплатоников, далее у Бруно, Спинозы и в школах Шеллинга и Гегеля. Но такой взгляд на мир и божество не только не имеет никакого основания в Св. Писании, но и противоречит здравым понятиям разума о Боге, мире и человеке и не сообразен ни со свойствами Бога, ни со свойствами мира. а) Св. Писание ясно говорит нам о неизмеримости, беспредельности и вездеприсутствии Божием; но оно нигде не сливает и не смешивает Творца с творением и постоянно говорит о Боге, как о существе личном, духовном, сознательном, самостоятельном, свободном и независимом (Быт. 1, 1; Иоанн. 1, 3; Деян, 14, 15; Рим. 11, 36; Кол. 1, 16 - 17; Апок. 4, 11; Псал. 32, 9; Сн. Евр. 11, 3). б) Свящ. Писание, равно как и здравое наблюдение и опыт ясно дают нам видеть в мире материальном сложность, ограниченность, изменяемость, конечность, в мире нравственном – владычество заблуждений, пороков, злодеяний и бедствий, что Божеству не свойственно. в) Св. Писание усвояет нам личность, свободу, самодеятельность, и мы сами сознаем свою самостоятельность, свою личность; мы сами по себе существуем и сами себя определяем к деятельности; нам даны от Бога свобода и самоопределение (сн. Быт, 2, 7; Сир. 16, 15 - 17; 1 Кор, 2; 11; 5, 3 - 5; 7, 37); отсюда нам предписываются законы, внушаются различные обязанности; отсюда дела наши имеют нравственное значение, вменяются нам в вину или заслугу. При пантеистическом взгляде все это было бы мечта и заблуждение. г) Св. Писание везде дает нам видеть продолжение нашей личности, нашего сознания и самодеятельности и по смерти (Гал. 6, 7 - 8; Фил. 1, 28; Апок. 7, 9 - 17; 1 Кор. 13, 8 - 12), и тогда как с видимым миром последует кончина и обновление (2 Петр. 3, 10 - 13), – что также Божеству не свойственно, – нас ожидает различная участь, смотря по тому, какова была наша жизнь и деятельность в настоящей жизни (Мф. 13, 41 - 43; Иоанн. 5, 28 - 29; Лук. 16, 22 - 24; 2 Кор. 5, 10; Римл. 2, 6; 1 Сол. 4, 17; 2 Сол. 1, 9 - 10), что опять Божеству не свойственно; и если обещается верующим в вечности ближайшее общение и единение с Богом (1 Кор. 15, 28), то и это – не уничтожение личности и не слияние с Божеством, а нравственное единение и совершенство и возможное для человека соучастие в Божественной славе и блаженстве (Иоан. 17, 21 - 26; 1 Иоан. 3, 2; 2 Петр. 1, 4; Эфес. 4, 13 - 15; Апок. 21, 3 - 4; 22, 1 - 5). Так пантеизм ничего не имеет для своего оправдания ни в нашем сознании и разуме, ни во внешнем наблюдении и опыте, ни в Божественном Откровении. То же должно сказать и об идеалистическом пантеизме новейших времен, выводящем все из нашего я или нашей мысли, приписывая нашему я и нашей мысли тождество с существом безусловным и вечным и какое-то творческое всемогущество, чего нельзя видеть ни из внешнего опыта, ни из Св. Писания.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Синонимы:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Смотреть что такое "Бог" в других словарях:

  • бог — бог/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • БОГ — благословил кого чем. Народн. У кого л. всё благополучно складывается в какой то области, сфере жизни. ДП, 36. Бог [в, на] помочь (помощь)! кому. Разг. Устар.; Башк., Пск. Приветствие работающим, пожелание успеха в работе. ФСРЯ, 39; СРГБ 1, 47,… …   Большой словарь русских поговорок

  • БОГ — [бох ], бога, мн. боги, ов, зв. боже, муж. 1. В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ. Вера в бога. Языческие боги. Б. войны (у древних римлян: Марс). Возносить молитвы богу (богам).… …   Толковый словарь Ожегова

  • БОГ — муж. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель вселенной. Слава Богу, благодаря Бога, благодарственное восклицание, в ответ на вопрос о здоровье. Бог весть, Бог знает,… …   Толковый словарь Даля

  • Бог — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? Бога, кому? Богу, (вижу) кого? Бога, кем? Богом, о ком? о Боге; мн. кто? боги, (нет) кого? богов, кому? богам, (вижу) кого? богов, кем? богами, о ком? о богах 1. Богом называют Создателя,… …   Толковый словарь Дмитриева

  • БОГ — «весьма трудно и, быть может, невозможно, дать такое определение слову «Бог», которое бы включило в себя все значения этого слова и его эквивалентов в других языках. Даже если определить Бога самым общим образом, как «сверхчеловеческое или… …   Философская энциклопедия

  • Бог — [бох], а, зват. Боже; мн. боги, богов; м. 1. [с прописной буквы] только ед. По религиозным представлениям: творец неба и земли, всего сущего; всеведущий высший разум, управляющий миром; всеобщее мировое начало (имеет множество имён: Творец,… …   Энциклопедический словарь

  • БОГ — Если Бог за вас, кто против вас? Апостол Павел Послание к римлянам, 8, 31 Бог есть, но я в него не верю. Осип Брик Верить в Бога невозможно, не верить в него абсурдно. Вольтер Многие верят в Бога, но немногим верит Бог. Мартти Ларни… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • бог — Аллах, Иегова, Саваоф, Небо, Всевышний, Вседержитель, Господь, Предвечный, Создатель, Творец. (Зевес, Юпитер, Нептун, Аполлон, Меркурий и др.) (ж. р. богиня); божество, небожитель. См. идол, любимец.. в бозе почивший, воссылать молитву к богу,… …   Словарь синонимов

  • БОГ — [бох], бога, муж. По религиозным верованиям верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им. Идеей бога пользуются господствующие классы, как орудием угнетения трудящихся масс. «Бог есть (исторически и житейски) прежде всего… …   Толковый словарь Ушакова

  • Бог —   Бог знает (иногда произн. бознать, в том же знач. употребляется черт знает) или (устар.) бог весть, с местоим. и местоименными нареч. бог знает кто, что, какой, куда и т. п.    1) неизвестно кто, что, какой, куда и т. п.     Бог знает в нем… …   Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Бог, Брей Джеральд. Что такое богословие? Какова природа Бога? Как мы должны представлять 1 себе отношения между лицами Троицы? Джеральд Брей, основываясь на тща­тельном богословском анализе, дает четкие ответы… Подробнее  Купить за 745 руб
  • Бог и мировое зло, Н. О. Лосский. Книга знакомит с трудами выдающегося русского мыслителя Н. О. Лосского (1870-1965), в которых раскрываются ключевые положения его нравственной философии. Эти произведения, написанные в… Подробнее  Купить за 640 руб
  • Бог-скорпион, Уильям Голдинг. "Бог-скорпион" - книга исторических повестей-притч, действие которых происходит в далеком прошлом, однако автор поднимает здесь самые актуальные для XX века вопросы, никого не оставляющие… Подробнее  Купить за 250 руб
Другие книги по запросу «Бог» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.